Однажды я подвозила по нашей трассе молодого священника, мужчину в длинном чёрном одеянии. Оказалось, что он монах, недавно начавший вести службы в одном из приходов.
Когда он узнал, что я – психолог, он несказанно обрадовался встрече с коллегой, в каком-то смысле.
– Значит, вы понимаете, каково это – выслушивать людей!
– Не факт, что понимаю, но точно практикую, – отвечала я.
Этот ответ мой собеседник нашёл очень забавным и подходящим.
– Вот и я в той же ситуации! – воскликнул он, разгорячившись от «радости узнавания».
– Знаете, так неудобно бывает, когда приходят ко мне пожилые люди, много старше и опытнее меня, и начинают за что-то вымаливать прощения... А уж когда у меня прямого совета просят, совсем туго становится.
Не знаю, что делать, меня этому не учили.
Иногда на колени грохнутся, и начинают перечислять свои грехи, которые мне кажутся такими искусственными и мнимыми, я в эти моменты сгораю от стыда...
Меня в свою очередь восхитила прямота этого человека, который не стал прятаться за саном, за безликой и архетипичной рясой, а искренне разделил со мной своё недоумение. Получился у нас очень интересный разговор, некая смесь психологической сессии и христианской исповеди.
Я рассказала, как потеряла свой первый золотой крест в песочнице, как соблюдала в студенчестве строгие посты. Как с первых дней впала в очевидную ловушку блажи и самолюбования своими аскезами, и что с этим было дальше)).
Поделилась, почему в итоге не пригнездилась в христианской традиции, хоть и люблю её нежно, как что-то очень родное и неискоренимое в себе и во всём русском.
Он рассказал в свою очередь, что его в православии чарует, поддерживает, ведёт. Чего ради он обучается переносить людское страдание в разных его проявлениях, и благословлять людей на Пути, хоть неисповедимы пути эти наши совершенно.
Всё это было хорошо, интересно, духовно-багато... мы многое обсудили и обнаружили свою разность и подобие; и как непонимание умом открывает дорогу к постижению сердцем.
Но навсегда из этой встречи я запомнила именно округлённые его глаза – изумление от людей, что на исповеди вели себя странно, нелепо, искусственно и дико.
В продолжение истории, у меня к вам сегодня вопрос наизнанку. Были ли у вас кринжовые ситуации с психологами, помогающими практиками, служителями церкви, не обязательно христианской?
Когда вы приносили человеку какую-то свою ситуацию, рассчитывая на внимание, участие, решение; а в ответ слышали что-то очень странное и неуместное?
Что вам совсем не подходит, отталкивает, разочарует, но в то же время абсурдно и почти смешно? Ну, трагикомично так... Когда не-встреча произошла.
Расскажите, не пожалейте свои баечки?