Съездили с семьёй на север Карелии, в Калевалу. Это родина моего отца, там жили мои бабушка и дедушка, родом из тех земель половина моей души. Привезла из путешествия 2 изумительные мировоззренческие Находки. И с места в карьер, рассказываю. Первая – я узнала, что Джон Роналд наш Руэн Толкиен всю жизнь вдохновлялся карело-финским эпосом «Калевала». Да-да, я проверила, об этом пишут не только карелы и финны 😂 нашла материалы по теме на английском и итальянском языках, а затем обнаружила оригинал доклада Толкиена о Калевале. Так что инфа 100%! Из наших северных рун прорастали его волшебные миры. Писатель прочёл саму книгу в 19 лет, и через несколько лет уже выступал с лекцией о ней в Оксфорде, говоря, что этот эпос совсем не похож по структуре на индоевропейский – что и оказалось для него странным, чарующим, лечебным, диким. Толкиен говорил, что «Калевала» запустила в нём генератор историй, а её герои поразили тем, что не стремились быть гармоничными и благовоспитанными. Цитаты из его речи: – Когда я впервые наткнулся на «Калевалу», - преодолел, так сказать, пропасть между европейскими народами и маленьким царством тех, кто в своих закоулках остается верен позабытым языкам и обычаям древности – я, так или иначе, испытал удивление и некоторое недоумение. Текст и возмущал, и в то же время притягивал – но чем больше я его читал, тем сильнее ощущал себя дома и тем большее наслаждение испытывал. – Там присутствует какая-то новизна, почти лишенная романтического флера бытийность-сейчас, которая ошеломляет, когда внезапно понимаешь, что всё это время читал о земле, созданной из утиного яйца, или о солнце и луне, заключенных в горе. – За все покупки надо платить, и мы купили сравнительную разумность и логичность наших сказок ценой потери этой волшебной и незапятнанной свежести. – В «Калевале» любовники наглы и частенько получают отпор. Там нет Троилов, которым нужны Пандары для помощи в их застенчивом ухаживании – скорее там можно встретить свекровей, которые умело тайком заключают сговоры и дают невесткам циничные советы, чтобы разрушить самые стойкие их иллюзии. – В эпосе редко появляются эпизоды, которые можно пересказать более возвышенным слогом, как того требует великая поэзия. «Калевалу» можно сравнить с очень странным собранием мифов, диковинной, троглодитской, сказочной чертовщиной о диком жонглировании солнцем и луной, о происхождении земли и создании Человека. *** Для самых упоротых оставлю в комментарии ссылку на полный текст его выступления – наслаждайтесь. Что ж, для меня это был последний аргумент к тому, чтобы прочитать и посмотреть этого вашего Властелина колец 😂 Хотя кто знает. Может, я передумаю и пойду читать Калевалу в оригинале... По масштабу, как я понимаю, это равнозначные затеи. Вторая моя Находка – рассказываю. У всех есть свои странности, у меня тоже. Я очень люблю исследовать погребальные традиции в разных культурах. То, как люди прощаются со своими мертвецами и как они это объясняют – говорит о духе нации больше прочих, более прагматичных дел. И конечно, в этом смысле очень интересны дохристианские традиции – как это было на нашей земле до прихода византийского духа? Как смерть видели, понимали, ощущали мои предки? Ещё 11 лет назад я была удивлена, подметив на крестах калевальского кладбища белые кружевные банты. В этот раз удалось больше узнать и о них, и о традиционных захоронениях севера Карелии. Белый бант на Калевальском надгробии – tuulipajkku, в переводе означает ветреный платок. Так и хочется сказать высокопарно и околонаучно: платок символизирует душу ушедшего, но как же холодно и гадко это звучит. Не алый бант– не жизненный, не страстный. А белый, разреженный, как воздух севера, как странствие белой ночью. Повязывали его и в знак любви, и в знак приятия случившейся смерти – наступившей для покойного вечной зимы. Был он приветом, весточкой, связью, мостом, белокрылым ангелом. Вечнейшей серебряной нежностью. Представьте себе этот ласковый жест – повязать белой кружевной бант на надгробии дорогого, любимого человека. И всякий раз, навещая, видеть, как кончики его взлетают на ветру, и будто отвечают на безмолвные речи? Всё-таки глубинному чувствованию души можно учиться только в традиции. Никакая современная практика прощания– написать письмо, или даже поставить свечку в храме – не сравнится по интимности с такими крохотными ритуалами любви. Без посредников, напрямую. Более того, сами кресты на кладбище – не совсем кресты, а кресты под треугольным сводом. Мотив жилого дома – посмертного жилища для души, конечно, я угадала его с первого взгляда! Это универсальный код. Но проводник наш, экскурсовод, показала и ещё более древние формы этой традиции... На старых деревенских могилах нет даже креста, а есть солярные символы под сводом-крышей. /Смотрите фото и ссылки к посту/ Кое-где сохранились настоящие бревенчатые дома с оконцами, северные гробницы, выложенные на старых кладбищах и почти прогнившие уже... Ниже цитата из статьи в ЖЖ: – Гроб-домовина являлся "вечным жилищем" покойника и поэтому закономерно отражал в себе черты реального. Даже в конце XIX-начале XX вв. в Карелии было принято в похоронных причитаниях обращаться с просьбой к гробовщику устроить вечное жилище покойного с элементами реального дома: «Сделайте в вечном домике окошечко хоть с петушиный глазок, пусть смотрит душа из своего жилища. И поставьте для моей дорогой милости в уголочке вечного домика печечку хоть с ласточкино гнёздышко». И это не поэтическая идеализация – в древних захоронениях в Приладожье и Челмужах обнаружены очаги, сложенные из камней, а обычай устанавливать окошки в стенках гроба местами в Карелии сохранился до наших дней... *** Сегодня принято покойнику закрывать глаза, чтобы он нашёл вечный покой. А раньше через ритуал передавался другой смысл – вечная жизнь, вечное любование. Созерцание без спешки у крохотного своего очага. У печи, которую сложили для тебя родные люди. Ни тот ни другой посыл не плох и не хорош. Оба заботливы. Но конечно, найденное, редкое, утерянное знание обладает субъективно большей ценностью, уже потому, что много лет оно было занавешено более новым толкованием. Просто здорово, что о таких забытых смыслах ещё можно узнать не из книг, а найти их, разыскать, услышать от живых людей, хранителей. Такие мои сокровища, привезённые с Севера. Хочу теперь приехать в те места летом, увидеть своими глазами ещё дикой архаики. А как проходит ваш декабрь?

Теги других блогов: литература Калевала Толкиен